СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Он относится к эмоционально-поведенческим расстройствам, дебютирующим до совершеннолетия. Частота клинических случаев СДВГ достигает 16 %, гендерное соотношение — 3:1 в пользу мальчиков. Синдром характеризуется гипердинамией, гипервозбудимостью, импульсивными действиями, неусидчивостью. Психоневрологические отклонения негативно влияют на обучение, социализацию, развитие интеллекта, формирование личности ребенка. Такие дети нуждаются в перманентном контроле и комплексной коррекционной терапии.
Пройти лечение СДВГ можно в Детском медицинском центре Управления делами Президента РФ (Москва).
Причины развития СДВГ у детей и подростков
Патогенез гиперактивности и дефицита внимания рассматривается в двух аспектах — морфологическая незрелость отдельных церебральных структур и нарушение метаболизма дофамина и норадреналина. В результате нейробиологических нарушений возникает парциальная недостаточность высших психических функций, которые отвечают за сознательное поведение, восприятие информации, память, концентрацию внимания.
Причины несостоятельности нервной системы с последующим развитием поведенческих и эмоциональных отклонений обусловлены рядом факторов:
- Генетическая предрасположенность. Особенности процессов торможения и возбуждения ЦНС могут быть унаследованы по отцовской линии.
- Перинатальные и неонатальные осложнения. Возникают на фоне гестоза, стресса, хронических заболеваний, алкогольной зависимости матери, инфекций во время беременности, осложненного родоразрешения, недоношенности или переношенности плода.
- Биологические факторы. Врожденные пороки развития ЦНС, заболевания головного мозга, перенесенные в раннем возрасте.
- Психосоциальная среда. Триггеры к развитию СДВГ — неблагополучный семейный микроклимат, педагогическая запущенность, неадекватные родительские установки (хаотичный, отчужденный, авторитарный, либерально-попустительский или гиперопекающий стиль воспитания).
В развитии СДВГ генетические, перинатальные и биологические факторы более характерны для детей в возрасте до двух лет. Психосоциальные факторы приобретают актуальность с 2,5-3 лет. У школьников причины гиперактивности нередко связаны с учебными перегрузками
Классификация СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности классифицируют по ведущей симптоматике:
- Гиперактивно-импульсивный вид СДВГ (с преобладание импульсивных реакций и гипердинамии). Обычно диагностируется у дошкольников и младших школьников. Ребенку свойственны бесстрашие, полная расторможенность, нетерпеливость, разрушительные действия, агрессия. При этом он может запомнить большой объем информации.
- Невнимательный вид (с доминированием дефицита внимания). Большая часть случаев приходится на возраст 11-14 лет. Дети в меру активны, но не могут сосредоточиться на поставленной задаче. Они постоянно отвлекаются на внешние раздражители, собственные фантазии.
- Комбинированный вид (с синдромальной триадой — импульсивностью, гипердинамией, невнимательностью). В клинической практике встречается у половины пациентов. На проявления симптомов комбинированного вида СДВГ влияет взросление — чем старше ребенок, тем выраженнее дефицит внимания и меньше гиперактивность.
По форме течения СДВГ бывает неосложненным (без фоновых расстройств) и осложненным (с присоединением неврологических нарушений). Обычно это заикание, моторные тики, сбой циркадных ритмов, повышенная тревожность, астения, различные фобии, мигрень, частые приступы головной боли.
Симптомы, при которых нужно обратиться к врачу
К поведенческим отклонениям, требующим медицинского вмешательства, относятся:
- быстрая потеря интереса к занятиям, требующим концентрации внимания;
- невозможность сосредоточиться на каком-либо деле, постоянное переключение с одной задачи на другую, рассеянность, забывчивость, «витание в облаках»;
- нарушение восприятия акустической и визуальной информации, плохая ориентация во времени, пространстве;
- приступы немотивированного беспокойства, раздражительность, плаксивость, капризность, частые смены настроения, нарушение сна;
- неуправляемость, игнорирование замечаний, конфликтность, неадекватные реакции на просьбы;
- импульсивные, неуместные, нелогичные высказывания и поступки, острые эмоциональные реакции;
- невротические привычки (обкусывание губ, обгрызание ногтей, стереотипные навязчивые кивания головой, накручивание волос на пальцы, раскачивание тела, постоянное одергивание одежды, болтание ногами в сидячей позе);
- бессмысленные хаотичные движения, перемещения;
- расстройство пищевого поведения;
- повышенная физическая и нервно-психическая утомляемость.
Для детей с СДВГ характерны низкая самооценка, плохая успеваемость в школе, социально-психологическая дезадаптация, отсутствие друзей, склонность к травматизму, зависимостям, депрессиям, целенаправленной изолированности. У части пациентов развиваются психические расстройства (биполярное, тревожное, оппозиционно-вызывающее).
Обнаружили симптомы данного заболевания? Звоните!
+7 (495) 727-11-66Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Дифференцировать СДВГ может только профильный врач. Зачастую за синдромальными проявлениями скрываются:
- неврологические, аутистические, психические расстройства, специфические расстройства развития школьных навыков;
- задержка психического развития, умственная отсталость (олигофрения);
- гормональные сбои;
- наследственные психоневрологические заболевания;
- органические поражения церебральных структур.
Повышенная активность, эмоциональность, легкая импульсивность могут быть особенностями психотипа личности.
В диагностический комплекс входят такие мероприятия:
- изучение медицинской карты ребенка, подробная беседа с родителями;
- осмотр, оценка неврологического статуса (чувствительности, мимики, координации, рефлексов, мышечного тонуса);
- психологические тесты, наблюдение за ребенком;
- УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, эхоэнцефалография;
- лабораторные анализы крови;
- общая оценка здоровья и резервов организма ребенка с помощью программно-аппаратного комплекса «Здоровье».
В клинические критерии DSM-5 входят 9 основных признаков СДВГ. Для подтверждения диагноза врач должен удостовериться в наличии у ребенка не менее 6 признаков, которые проявляются регулярно (в течение полугода и более).
Методы лечения
Синдром дефицита внимания и гиперактивности излечим. Условия — своевременное обращение к специалисту, строгое соблюдение врачебных рекомендаций, глубокое вовлечение в терапию всех членов семьи.
Лечение СДВГ у детей включает:
- лекарственные препараты, улучшающие мозговую деятельность, нейрометаболические процессы;
- рефлексотерапию;
- физиотерапию;
- сеансы массажа;
- оздоровительное плавание;
- когнитивно-поведенческую терапию, занятия с психологом;
- нейропсихологическую реабилитацию;
- семейную психотерапию, семейное психологическое консультирование;
- педагогическую коррекцию;
- ресоциализацию;
- сбалансированное питание;
- инновационные методы лечения (БОС-терапию, Томатис-терапию).
Детям с СДВГ в анамнезе требуется регулярное наблюдение у невролога.
Противопоказания
При сопутствующих неврологических заболеваниях, хронических патологиях возможны противопоказания к некоторым медикаментам, физиопроцедурам.
Как проходит лечение
Программа терапии составляется персонально — с учетом состояния, показаний (противопоказаний) к приему лекарственных препаратов. Курс лечения, периодичность и кратность консультаций определяет врач. Гиперактивный ребенок с синдромом дефицита внимания в госпитализации не нуждается. Консультации невролога, занятия с профильными специалистами (психологом, психотерапевтом, логопедом, педагогом-дефектологом) проводятся в амбулаторном режиме.
Информация предоставлена для ознакомления. Подробную консультацию по вопросам СДВГ можно получить у детского невролога ДМЦ Управления делами Президента РФ. Запись на прием ведется ежедневно — по телефону и на сайте центра.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
- Справочник практического врача/Ю.Е. Вельтищев и др. — 7-е изд. — М.: Издательский дом «Оникс», «Альянс-В», 1998.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. — Киев: Здоровье, 1980. — 342 с.
Обнаружили симптомы данного заболевания? Звоните!
+7 (495) 727-11-66Родители обращаются к лор-врачам, когда замечают, что ребенок дышит ртом, а не носом, храпит во сне, гнусавит. По результатам обследований…
Риносинусит (синусит) у детей ― воспаление околоносовых пазух и слизистой оболочки носа. Возможно поражение лобных, верхнечелюстных, клиновидных синусов, а также…
Тубоотит (евстахиит) ― заболевание в отоларингологии, при котором воспаляется слизистая оболочка евстахиевой трубы, соединяющей среднее ухо и носоглотку. Из-за отека…