+7 (495) 727-11-66
ЗВОНОК С САЙТА

Профилактика миопии у детей



С каждым годом интенсивность зрительной нагрузки у детей возрастает. 
Интерактивный ракурс:

  • обучение в школе всё больше с помощью электронной информатизации;
  • раннее и частое, систематическое увлечение электронными устройствами;
  • малоподвижный образ жизни, создают предпосылки для возникновения приобретенной близорукости.

 

Чаще подвержены дети с наследственной предрасположенностью, наличием хронических заболеваний, нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе с дисплазией соединительной ткани), с дисфункцией вегетативной нервной системы (возможно, из-за поражения нервной системы при родах).

Недостаточно полноценное, нерациональное и несбалансированное питание, а также употребление фаст фуда и так называемые «сухие перекусы на бегу» негативно сказываются на растущем организме ребёнка. Большое значение для гармоничного развития детей имеют занятия физической культурой, активные прогулки и игры на свежем воздухе.

Отдельного внимания заслуживает гигиена условий зрительной работы. Недостаточное освещение рабочего места, неправильная посадка и осанка, чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому объекту вызывают зрительное напряжение, быстрое зрительное утомление и, как следствие, возникает спазм аккомодации.

Нарушение зрения или компьютерный зрительный синдром включает в себя:

  • усталость, боль и покраснение глаз, диплопию (двоение);
  • учащенное моргание из-за возникающей сухости глаз;
  • затуманивание зрения и потерю фокусировки.

Из-за долгого вынужденного положения могут возникнуть: боль в спине, синдром запястного канала (неприятные ощущения в области запястья, ладони и пальцев руки, управляющей мышью), недостаточная вентиляция лёгких (головокружение, бледность), дефицит венозного оттока преимущественно в нижних конечностях, депрессия, психоэмоциональная астения и так называемая «офисная аллергия», а также обострение хронических заболеваний.

Рекомендации по профилактике возникновения и стабилизации
прогрессирования миопии у детей

Комплекс мер по профилактики близорукости включает мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и полноценного гармоничного развития ребёнка. Необходимо своевременно санировать очаги хронической инфекции, проводить оздоровительные закаливающие процедуры. По мере возможности формировать спортивный стиль поведения, больше времени проводить в движении, на свежем воздухе, чередовать зрительную и физическую нагрузки. Полноценное питание с рациональным по возрасту балансом белков, жиров, углеводов, микро-и макроэлементов, витаминов. Соблюдение режима дня, правильное планирование мероприятий, полноценный отдых и восстановительный сон. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку в семье, так как практически весь период обучения ребёнка в школе приходится на пору интенсивного роста организма и эти этапы формирования характеризуются высокой чувствительностью, ранимостью, выраженной реакцией на любые неблагоприятные воздействия. Дети, с нарушением зрения должны обязательно находиться под контролем офтальмолога, своевременно проводить курсовое лечение и оздоровление.

Рекомендуемый врачами-офтальмологами курс
профилактического лечения спазма аккомодации
и прогрессирующей близорукости

Режим зрительной работы. Необходимо регулярное сочетание работы на близком расстоянии и отдыха для глаз. Через каждые 40 минут зрительных занятий в школе и дома делать перерыв на 3-5 минут, в течение которых целесообразно выполнить несколько физических упражнений. При прогрессирующей близорукости рекомендуется сократить время непрерывной зрительной работы до 30 минут, а время для отдыха увеличить до 10 минут. Категорически запрещается читать лежа, на боку и в транспорте. Во время напряженных зрительных занятий необходимо ограничивать время просмотра телевизионных программ и занятий на компьютере. Для детей начальных классов продолжительность просмотра ТВ составляет 15-20 минут в день, для школьников старших классов – 30-40 минут в день.

Упражнения с меткой на стекле: ребенок (в назначенных ему очках для дали) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он фиксирует какой-либо предмет (дом, дерево), затем переводит взгляд на метку и вновь на дальний предмет. Упражнения проводят 2 раза в день в течение 20-45 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие 2 дня – 5 минут, остальные дни – 7 минут.

Тренировка аккомодации методом раскачки по Волкову, упражнения со сменными линзами (для нормализации аккомодационной способности цилиарной мышцы и снятия ее спазма).

Электрофорез с витаминами №10 – 2 раза в год (для улучшения питания в тканях глаза).

Местно – мезатон 1% по капле на ночь через день до 1 месяца применяется в период напряженной зрительной работы, а также во время лечения сменными линзами; тауфон (витаминные капли) по 1 капле в течение 1 часа 6 раз (каждые 10 минут) – в течение 1 месяца 2 раза в год весной и осенью, капли содержат в своем составе компоненты, стимулирующие, улучшающие обменные процессы в тканях глаза на клеточном уровне.

Внутрь – аскорутин по 1 таблетке 2 раза в день (препарат, улучшающий тканевое питание глаз) и глюконат кальция по 1 таблетке 2 раза в день перед едой в течение 3 недель (препарат, укрепляющий наружную оболочку глаза) – 2 раза в год (весной и осенью).

Массаж воротниковой зоны после консультации невропатолога.

Лечение общих соматических заболеваний. Санация хронических очагов инфекций. Общее укрепление организма. ЛФК.

Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку в семье для гармоничного развития ребёнка, так как практически весь период обучения ребёнка в школе приходится на пору интенсивного роста организма и эти этапы формирования ребёнка характеризуются высокой чувствительностью, ранимостью, выраженной реакцией на любые неблагоприятные воздействия.

Рекомендуемые комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя.
Вариант 1.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Вариант 2.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх-вправо-влево-вниз и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 3.

  1. Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений в правую сторону, столько же – в левую сторону и, расслабив глазные мышцы,
  3. Посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на шейные кровеносные сосуды, повышая их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно через нос, изменяют их кровенаполнение. Всё это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Родителям необходимо прививать детям с детства культуру и гигиену чтения, занятий. При первых проявлениях ухудшения зрения необходимо обращаться к детскому врачу окулисту для раннего назначения лечения. Только совместными усилиями врачей, родителей и педагогов возможно воспитание здорового поколения детей.

 

__________________
Поделитесь с друзями