С каждым годом интенсивность зрительной нагрузки у детей возрастает. Интерактивный ракурс:
- обучение в школе всё больше с помощью электронной информатизации;
- раннее и частое, систематическое увлечение электронными устройствами;
- малоподвижный образ жизни, создают предпосылки для возникновения приобретенной близорукости.
Чаще подвержены дети с наследственной предрасположенностью, наличием хронических заболеваний, нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе с дисплазией соединительной ткани), с дисфункцией вегетативной нервной системы (возможно, из-за поражения нервной системы при родах).
Недостаточно полноценное, нерациональное и несбалансированное питание, а также употребление фаст фуда и так называемые «сухие перекусы на бегу» негативно сказываются на растущем организме ребёнка. Большое значение для гармоничного развития детей имеют занятия физической культурой, активные прогулки и игры на свежем воздухе.
Отдельного внимания заслуживает гигиена условий зрительной работы. Недостаточное освещение рабочего места, неправильная посадка и осанка, чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому объекту вызывают зрительное напряжение, быстрое зрительное утомление и, как следствие, возникает спазм аккомодации.
Нарушение зрения или компьютерный зрительный синдром включает в себя:
- усталость, боль и покраснение глаз, диплопию (двоение);
- учащенное моргание из-за возникающей сухости глаз;
- затуманивание зрения и потерю фокусировки.
Из-за долгого вынужденного положения могут возникнуть: боль в спине, синдром запястного канала (неприятные ощущения в области запястья, ладони и пальцев руки, управляющей мышью), недостаточная вентиляция лёгких (головокружение, бледность), дефицит венозного оттока преимущественно в нижних конечностях, депрессия, психоэмоциональная астения и так называемая «офисная аллергия», а также обострение хронических заболеваний.
Рекомендации по профилактике возникновения и стабилизации прогрессирования миопии у детей
Комплекс мер по профилактики близорукости включает мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и полноценного гармоничного развития ребёнка. Необходимо своевременно санировать очаги хронической инфекции, проводить оздоровительные закаливающие процедуры. По мере возможности формировать спортивный стиль поведения, больше времени проводить в движении, на свежем воздухе, чередовать зрительную и физическую нагрузки. Полноценное питание с рациональным по возрасту балансом белков, жиров, углеводов, микро-и макроэлементов, витаминов. Соблюдение режима дня, правильное планирование мероприятий, полноценный отдых и восстановительный сон. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку в семье, так как практически весь период обучения ребёнка в школе приходится на пору интенсивного роста организма и эти этапы формирования характеризуются высокой чувствительностью, ранимостью, выраженной реакцией на любые неблагоприятные воздействия. Дети, с нарушением зрения должны обязательно находиться под контролем офтальмолога, своевременно проводить курсовое лечение и оздоровление.
Рекомендуемый врачами-офтальмологами курс профилактического лечения спазма аккомодации и прогрессирующей близорукости
Режим зрительной работы. Необходимо регулярное сочетание работы на близком расстоянии и отдыха для глаз. Через каждые 40 минут зрительных занятий в школе и дома делать перерыв на 3-5 минут, в течение которых целесообразно выполнить несколько физических упражнений. При прогрессирующей близорукости рекомендуется сократить время непрерывной зрительной работы до 30 минут, а время для отдыха увеличить до 10 минут. Категорически запрещается читать лежа, на боку и в транспорте. Во время напряженных зрительных занятий необходимо ограничивать время просмотра телевизионных программ и занятий на компьютере. Для детей начальных классов продолжительность просмотра ТВ составляет 15-20 минут в день, для школьников старших классов – 30-40 минут в день.
Упражнения с меткой на стекле: ребенок (в назначенных ему очках для дали) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он фиксирует какой-либо предмет (дом, дерево), затем переводит взгляд на метку и вновь на дальний предмет. Упражнения проводят 2 раза в день в течение 20-45 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие 2 дня – 5 минут, остальные дни – 7 минут.
Тренировка аккомодации методом раскачки по Волкову, упражнения со сменными линзами (для нормализации аккомодационной способности цилиарной мышцы и снятия ее спазма).
Электрофорез с витаминами №10 – 2 раза в год (для улучшения питания в тканях глаза).
Местно – мезатон 1% по капле на ночь через день до 1 месяца применяется в период напряженной зрительной работы, а также во время лечения сменными линзами; тауфон (витаминные капли) по 1 капле в течение 1 часа 6 раз (каждые 10 минут) – в течение 1 месяца 2 раза в год весной и осенью, капли содержат в своем составе компоненты, стимулирующие, улучшающие обменные процессы в тканях глаза на клеточном уровне.
Внутрь – аскорутин по 1 таблетке 2 раза в день (препарат, улучшающий тканевое питание глаз) и глюконат кальция по 1 таблетке 2 раза в день перед едой в течение 3 недель (препарат, укрепляющий наружную оболочку глаза) – 2 раза в год (весной и осенью).
Массаж воротниковой зоны после консультации невропатолога.
Лечение общих соматических заболеваний. Санация хронических очагов инфекций. Общее укрепление организма. ЛФК.
Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку в семье для гармоничного развития ребёнка, так как практически весь период обучения ребёнка в школе приходится на пору интенсивного роста организма и эти этапы формирования ребёнка характеризуются высокой чувствительностью, ранимостью, выраженной реакцией на любые неблагоприятные воздействия.
Рекомендуемые комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя.
Вариант 1.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Вариант 2.
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх-вправо-влево-вниз и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 3.
- Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений в правую сторону, столько же – в левую сторону и, расслабив глазные мышцы,
- Посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на шейные кровеносные сосуды, повышая их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно через нос, изменяют их кровенаполнение. Всё это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
Родителям необходимо прививать детям с детства культуру и гигиену чтения, занятий. При первых проявлениях ухудшения зрения необходимо обращаться к детскому врачу окулисту для раннего назначения лечения. Только совместными усилиями врачей, родителей и педагогов возможно воспитание здорового поколения детей.
Обнаружили симптомы данного заболевания? Звоните!
+7 (495) 727-11-66Занятия в бассейне для детей – это не только увлекательное времяпрепровождение, но и мощный инструмент для укрепления физического и психического…
Мигрень — это сложное неврологическое расстройство, проявляющееся интенсивными головными болями, другими симптомами. Несмотря на распространенность этого заболевания, его биологические основы…
Слёзы играют незаменимую роль в поддержании здоровья глаз, выполняя несколько ключевых функций. Одна из главных задач слёз — защита глаза….